Поправки, внесенные в конце 2014 г. в закон об отходах, обязали компании либо утилизовать бытовые отходы от своей продукции (создать мощности или нанять компанию-оператора), либо заплатить экологический сбор. Минэкономразвития оценивало дополнительные расходы бизнеса минимум в 50–60 млрд руб. без учета косвенных издержек (копия материалов ведомства есть у «Ведомостей»). Деньги от сбора должны пойти на развитие отрасли утилизации. Однако до сих пор нет необходимых постановлений правительства, в том числе с нормативами по утилизации (доля отходов от продукции, которая подлежит обязательной утилизации) для разных видов отходов и ставками самих сборов.
Регуляторы должны вводить нормативы и сборы для отдельных товарных групп, исходя из наличия системы сбора отходов, а не мощностей по переработке, считает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Завод по переработке может существовать в любой из отраслей, но, чтобы он эффективно работал, необходимо загрузить его отходами, говорит он: некоторые виды электроники вообще невозможно найти на свалке, и даже выброшенные холодильники часто разбираются на цветные металлы, до того как они попадут на свалку. Главное препятствие для переработки потребительских отходов – отсутствие системы раздельного сбора бытовых отходов, согласен представитель Tetra Pak: доля твердых коммунальных отходов, направляемая на сортировку, ничтожна, но 90–95% и этих отходов теряется. Нет системы раздельного сбора даже пластика и стекла, рассказывает Гуськов. Даже если мощностей для переработки будет достаточно, чтобы их загрузить, надо провести колоссальную работу по раздельному сбору отходов, резюмирует он.
Отказ от введения нулевой ставки экологического сбора для отдельных товаров приведет к росту цен на товары массового спроса, в том числе на продукты и детское питание – большая их часть упакована в бумагу, предупреждает представитель Tetra Pak. А производители будут вынуждены делать выбор в пользу более дешевых материалов с нулевым экологическим сбором, добавляет он. По прогнозам Минэкономразвития, после введения экологического сбора цены на товары широкого потребительского спроса в среднем увеличатся на 3–15%.
Введение моратория – негативная мера, большая часть платежей предназначалась для того, чтобы заработали новые механизмы утилизации, спорит директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков. Теперь создание системы переработки откладывается до 2019 г., сетует он.
Елизавета Базанова
Источник: vedomosti.ru