О некоторых изменениях в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2017 года, коснутся малого бизнеса
Как обезопасить добросовестных предпринимателей от внеплановых проверок надзорных органов?
294-й Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок. В прочих случаях мы их не можем проводить. Что касается частоты таких проверок, она зависит от обращений граждан. Если поступают жалобы с информацией об угрозе причинения вреда здоровью граждан или о нарушении права граждан на благоприятную окружающую среду, естественно, контролирующий орган, обязан отреагировать и провести проверку. Несколько слов о грядущих изменениях 294-го закона, которые вступают в силу с 1 января 2017 года.
Несколько изменятся основания для проведения внеплановых проверок?
В частности, если сегодня поступает жалоба от гражданина с заявлением о нарушении его прав контрольно надзорные органы обязаны отреагировать, то, начиная с будущего года, гражданин должен будет сначала обратиться к тому юридическому лицу или предпринимателю, который, по его мнению, его права нарушил. По мнению авторов законопроекта, это снизит количество внеплановых проверок. Если гражданин напрямую обратиться к предпринимателю, предъявит свою претензию, а добросовестный предприниматель рассмотрит ее и удовлетворит при наличии оснований, соответственно, проверки не будет. Также вводится понятие предварительной проверки. Если сегодня на основании обращения органы осуществляющие контроль должны сразу же выписывать распоряжение, проводить проверку, то с 1 января вступают в силу изменения в 294-й закон, в соответствии с которыми контролирующий орган предварительно будет обязан направлять хозяйствующему субъекту запрос по поводу поступившего обращения. Если юридическое лицо или предприниматель ответит на все вопросы, то вопрос будет урегулирован уже на этом этапе. Хотелось бы отметить, что больше внимания будет уделяться профилактике правонарушений. Есть специальный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ», в который также внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2017 года. Ими вводится такая мера реагирования госорганов, как предостережение о недопустимости нарушения закона. Сегодня этой мерой могут пользоваться только органы прокуратуры. Допустим, если из поступившего обращения усматриваются признаки какого-либо нарушения, то при условии, что эти нарушения не создают угрозу вреда жизни и здоровью граждан, вправе направить предпринимателю или юридическому лицу предостережение без проведения внеплановой проверки.
Информация Роспотребнадзора "О порядке проведения проверок по обращениям граждан в Роспотребнадзор" ( состоянию на 21.12.2016)
В связи с некорректной интерпретацией отдельными средствами массовой информации порядка защиты прав граждан при их обращении в Роспотребнадзор по поводу нарушения требований безопасности разъясняем, что с 1 января 2017 г. вступают в силу изменения в законодательстве в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), предусматривающие дополнительные условия проведения проверки, но распространяются они только на обращения и заявления граждан о нарушении прав потребителей.
Так, в соответствии с новой редакцией п. п. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является: "нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)".
Следует отметить, что дополнительное требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.
По таким обращениям граждан принимаются меры в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В настоящее время требования к продукции установлены в технических регламентах Таможенного союза. Роспотребнадзором осуществляется контроль за исполнением 21 технического регламента, в том числе "О безопасности пищевой продукции"; "О безопасности продукции легкой промышленности"; "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков"; "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" и др.
В связи с этим, в случаях, когда гражданин приобрел не соответствующий требованиям безопасности товар, он вправе обращаться непосредственно в Роспотребнадзор. При поступлении таких обращений граждан Роспотребнадзором в установленном Законом порядке организуются мероприятия по контролю.
Жалобы ведь могут поступать и на сайт органа исполнительной власти. Как определить, что автор обращения – это не вымышленное лицо?
На сегодняшний день это остается проблемой. Требования к обращению закреплены 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Там указано, что обращение должно содержать фамилию, имя, отчество, почтовый или электронный адрес обратившегося, но при этом законом не предусмотрена обязанность контролирующих органов устанавливать личность заявителя. Особенно это актуально, если мы говорим об электронных обращениях. Здесь нас ожидают изменения закона. С 1 января вступают в силу изменения в 294-й закон, которые сформулированы следующим образом: граждане могут обращаться по электронной почте только в том случае, если их личность может быть удостоверена через обязательную авторизацию. Как это будет происходить на практике, пока сказать трудно. Кроме того, согласно изменениям в законе в случае, если у должностного лица возникнут обоснованные сомнения в авторстве заявителя, то оно вправе предпринимать «разумные меры по установлению его личности». Пока такая формулировка. Естественно, правоприменительной практики еще нет. Какие сомнения должны возникнуть и какие разумные меры может предпринять должностное лицо, пока непонятно. На сегодняшний день обычная практика складывается так, что если возникают вопросы, то сначала связываются с заявителями по их обращениям. Отметим что законодательно это не урегулировано. В законе не прописана обязанность заявителя подтвердить указанные им личные данные о себе. В законе написано, что контролирующий орган обязан рассмотреть любое обращение, где содержится информация о каких-либо нарушениях. С 1 января ожидается, что эта ситуация изменится и у госорганов появится возможность фильтровать обращения явно анонимные и, возможно, недобросовестные.
Каким образом определяется перечень объектов, которые включаются в плановые проверки?
У контролирующих государственных органов сейчас меняются принципы планирования. На первое место выходит риск «ориентированное планирование». Те объекты, которые подлежат контролю, подразделяются на различные категории, в зависимости от их опасности. Объекты с низким уровнем опасности вообще не должны попадать в план. Однако отметим, Положения данного документа (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ) в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 1 января 2018 года. Правительство РФ вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года.
Большинство госорганов уже направили в прокуратуру проекты планов КНД на 2017 год. По 294-му Федеральному закону с 2016 по 2018 годы проверки в отношении малого бизнеса не проводятся, но из общего правила есть исключения. В том случае, если в отношении субъекта малого бизнеса было применено такое наказание, как административное приостановление деятельности, либо им были допущены грубые нарушения, то в течение двух последующих лет вправе включать его в план.
Дополним, что в законодательство о штрафах у нас тоже внесены изменения. С 4 июля 2016 года введены особые условия привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников. Если субъект привлекается к административной ответственности впервые и нарушение не представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, то штраф подлежит замене на предупреждение. Даже если санкция статьи не предусматривает такого наказания, как предупреждение. Это закреплено в КоАП РФ. Кроме того, у нас в прошлом году были внесены изменения в кодекс. Появилась возможность наказания ниже низшего предела санкции, указанной в статье. Практика такова, что эту возможность применяют суды. Допустим, если сумма штрафа от 100 тысяч рублей, то суд может снизить до 50 тысяч – максимум на 50%.
Где посмотреть сведения о проверках субъектов предпринимательства?
На сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в едином реестре проверок (ФГИС «Единый Реестр Проверок») по адресу: Единый реестр проверок
В соответствии с частью 3 статьи 13.3 Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном разделе сайта Единого Реестра Проверок размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок и результатам проведения внеплановых проверок.
Зам. директора ЦЛАТИ по Омской области
Д.А. Анпилов
Мнение автора материала носит исключительно его оценочное суждение по данному вопросу и ни в коем случае не является официальной позицией органов государственной власти.