Помимо всего прочего все хозяйствующие субъекты, включая государственные учреждения (без исключения), уплачивают иные обязательные платежи. Один из них – платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Почему даже у некоммерческих организаций, которые не относятся к производственным загрязняющим предприятиям, возникает обязанность по внесению данной платы? С каких видов негативного воздействия необходимо вносить плату?
Обновление информации от 28.02.2017, кто должен вносить плату за НВОС, разъяснение Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, читать далее
Почему должны платить?
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Ст.3). Один из главных базовых принципов состоит в платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Для справки: Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде предусмотрена целым рядом правовых норм, установленных законами и подзаконными актами.
Установление порядка определения размера платы за НВОС является полномочием органов государственной власти Российской Федерации (Ст. 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Установленный частью второй статьи 16 перечень видов негативного воздействия, за которое должна устанавливаться плата, не является исчерпывающим.
Внимание: Плата за НВОС признана обязательным публично-правовым платежом (Определение КС РФ от 10.12.2002 № 284-О). Обязанность по его внесению и представлению в установленный законодательством срок расчетов платы за НВОС возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственной, непроизводственной, иной) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому плата вносится также организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения окружающей среды, и организациями, осуществляющими свою деятельность на арендованных площадях.
Отметим что, сейчас ФЗ Об охране окружающей среды не содержит норм (критериев) освобождения от платы за НВОС. Раз так, то и малый бизнес (пока), организации социальной и культурной сферы и иные некоммерческие организации пока обязаны исполнять требования законодательства по расчету и внесению в бюджеты бюджетной системы РФ платы за НВОС за установленные виды негативного воздействия.
Обратите внимание: С 1 января 2016 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, касающиеся установления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также лиц, обязанных вносить такую плату.
Предусматривается, что плату за негативное воздействие на окружающую среду осуществляют хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Все понятно, за какие виды негативного воздействия мы должны вносить плату?
Плата взимается за перечисленные в Законе об охране окружающей среды виды негативного воздействия:
- загрязнение почв;
- сбросы сточных вод (абоненты, пользователи водных объектов);
- выбросы в атмосферу;
- отходы производства и потребления (размещение, захоронение);
- иные виды воздействия.
Юридические лица в процессе своей деятельности (при оказании различных услуг) оказывают следующее негативное воздействие: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками (печи отопления, мини котельные, бензопилы, и.т.д.), размещение отходов (вывоз мусора на полигон, утилизация ртутных ламп, и т.д.), сбросы в водные объекты. Что касается иных видов негативного воздействия на окружающую среду, они более характерны для промышленных предприятий, например физические воздействия (шум, излучения).
А как быть с транспортными средствами, это передвижные источники выбросов?
Согласно новой редакции ст. 16 Закона об охране окружающей среды плата за НВОС взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Отметим что, эта спорная норма, внесенная Федеральным законом № 219-ФЗ, вступит в силу лишь с 2016 г. Таким образом, с 1 января 2016 года плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками не осуществляется.
Мы сдаем ртутные лампы на обезвреживание в специализированную организацию, отходы вывозит управляющая компания, все площади в аренде. Как быть, кто должен вносить плату за НВОС?
Не стоит радоваться. Ведь в результате деятельности хозяйствующих субъектов образуются опасные отходы I - IV класса опасности, а именно: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений (несортированный), мусор от уборки территории и помещений, смет с территории, изношенные части от автотранспорта. В данном случае необходимо различать понятия, постараемся ниже объяснить.
Факт образования и размещения указанных отходов юридическое лицо обязано отразить в расчете платы за НВОС. А отходы то чьи?
Поясним на примере, арендодатель получает средства от сдачи имущества в аренду, а у арендатора отходы образовались в результате его хозяйственной деятельности. Таким образом, право собственности на отходы образованные в результате деятельности принадлежат собственнику отходов, а не арендодателю. Заметим, если в договорах аренды сторонами не согласованы иные условия (переход права собственности на отходы).Дополним законодательным определением,( ст.1 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Ок, понятно, как рассчитать плату за НВОС?
Обратимся к Порядку определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. В нем выделено два вида базовых нормативов платы.
Плату за допустимые выбросы организация может установить самостоятельно, а плату за их превышение рассчитает Росприроднадзор. Но на практике бухгалтеры предпочитают пользоваться услугами сторонних организаций по заполнению и согласованию отчетной формы. Напоминаем, она сдается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. В такие же сроки природопользователю нужно перечислить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Для справки: С 1 января 2016 года плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками не осуществляется
Вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, касающиеся установления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также лиц, обязанных вносить такую плату.
Предусматривается, что плату за негативное воздействие на окружающую среду осуществляют хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В части внесения платы за размещение отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, теперь являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образовались отходы.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. При этом плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Несвоевременное или неполное внесение платы лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней.
Кроме того, в целях стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы теперь применяются следующие коэффициенты:
- коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
- коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
- коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
- коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
- коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
Как могут меры административной ответственности за невнесение платы?
За невнесение в определенные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена административная ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ.
Санкция предусматривает наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
И еще. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, лицами, обязанными сообщать такую информацию, влекут наложение штрафа по ст. 8.5 КоАП РФ. Должностные лица могут лишиться 3000 - 6000 руб., юридические лица - 20 000 - 80 000 руб.
Главный вопрос, который нужно решить каждому руководителю - за какие источники негативного воздействия необходимо платить. Только после ответа на него следует предпринимать дальнейшие действия по отнесению образующихся отходов к классам опасности и разработке проекта предельно допустимых выбросов.
Наш Филиал оказывает услуги или берет на себя практически любые возникающие у Вас проблемы в сфере экологии и природопользования.