ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОР)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА И ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

филиал «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Омск
  1. Расчет платы за негативное воздействие, ответы на часто задаваемые вопросы

Расчет платы за негативное воздействие, ответы на часто задаваемые вопросы

Помимо всего прочего все хозяйствующие субъекты, включая  государственные учреждения (без исключения), уплачивают иные обязательные платежи. Один из них – платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Почему даже у некоммерческих организаций, которые не относятся к производственным загрязняющим предприятиям, возникает обязанность по внесению данной платы? С каких видов негативного воздействия необходимо вносить плату?

Обновление информации от 28.02.2017, кто должен вносить плату за НВОС, разъяснение Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, читать далее

 

По­че­му долж­ны пла­тить?

Хо­зяй­ст­вен­ная и иная дея­тель­ность ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти РФ, ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ, ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц, ока­зы­ваю­щая не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на ок­ру­жаю­щую сре­ду, долж­на осу­ще­ст­в­лять­ся на ос­но­ве прин­ци­пов, ус­та­нов­лен­ных Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды" (Ст.3). Один из глав­ных ба­зо­вых прин­ци­пов со­сто­ит в плат­но­сти при­ро­до­поль­зо­ва­ния и воз­ме­ще­ния вре­да ок­ру­жаю­щей сре­де.

Для справ­ки: Плат­ность при­ро­до­поль­зо­ва­ния, воз­ме­ще­ние вре­да ок­ру­жаю­щей сре­де пре­ду­смот­ре­на це­лым ря­дом пра­во­вых норм, ус­та­нов­лен­ных за­ко­на­ми и под­за­кон­ны­ми ак­та­ми.

Ус­та­нов­ле­ние по­ряд­ка оп­ре­де­ле­ния раз­ме­ра пла­ты за НВОС яв­ля­ет­ся пол­но­мо­чи­ем ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (Ст. 5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на "Об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды").

В со­от­вет­ст­вии со стать­ей 16 Фе­де­раль­но­го за­ко­на "Об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды" не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на ок­ру­жаю­щую сре­ду яв­ля­ет­ся плат­ным. Ус­та­нов­лен­ный ча­стью вто­рой ста­тьи 16 пе­ре­чень ви­дов не­га­тив­но­го воз­дей­ст­вия, за ко­то­рое долж­на ус­та­нав­ли­вать­ся пла­та, не яв­ля­ет­ся ис­чер­пы­ваю­щим.

Вни­ма­ние: Пла­та за НВОС при­зна­на обя­за­тель­ным пуб­лич­но-пра­во­вым пла­те­жом (Оп­ре­де­ле­ние КС РФ от 10.12.2002 № 284-О). Обя­зан­ность по его вне­се­нию и пред­став­ле­нию в ус­та­нов­лен­ный за­ко­но­да­тель­ст­вом срок рас­че­тов пла­ты за НВОС воз­ни­ка­ет не­за­ви­си­мо от ви­дов осу­ще­ст­в­ляе­мой дея­тель­но­сти (про­из­вод­ст­вен­ной, не­про­из­вод­ст­вен­ной, иной) в слу­чае ока­за­ния не­га­тив­но­го воз­дей­ст­вия на ок­ру­жаю­щую сре­ду. По­это­му пла­та вно­сит­ся так­же ор­га­ни­за­ция­ми, осу­ще­ст­в­ляю­щи­ми дея­тель­ность на арен­до­ван­ном обо­ру­до­ва­нии, яв­ляю­щем­ся ис­точ­ни­ком за­гряз­не­ния ок­ру­жаю­щей сре­ды, и ор­га­ни­за­ция­ми, осу­ще­ст­в­ляю­щи­ми свою дея­тель­ность на арен­до­ван­ных пло­ща­дях.

От­ме­тим что, сейчас ФЗ Об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды не со­дер­жит норм (кри­те­ри­ев) ос­во­бо­ж­де­ния от пла­ты за НВОС. Раз так, то и ма­лый биз­нес (по­ка), ор­га­ни­за­ции со­ци­аль­ной и куль­тур­ной сфе­ры и иные не­ком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции по­ка обя­за­ны ис­пол­нять тре­бо­ва­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва по рас­че­ту и вне­се­нию в бюд­же­ты бюд­жет­ной сис­те­мы РФ пла­ты за НВОС за ус­та­нов­лен­ные ви­ды не­га­тив­но­го воз­дей­ст­вия.

Обратите внимание: С 1 января 2016 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, касающиеся установления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также лиц, обязанных вносить такую плату.
Предусматривается, что плату за негативное воздействие на окружающую среду осуществляют хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Все по­нят­но, за ка­кие ви­ды не­га­тив­но­го воз­дей­ст­вия мы долж­ны вно­сить пла­ту?

Пла­та взи­ма­ет­ся за пе­ре­чис­лен­ные в За­ко­не об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды ви­ды не­га­тив­но­го воз­дей­ст­вия:

- за­гряз­не­ние почв;
- сбро­сы сточ­ных вод (або­нен­ты, поль­зо­ва­те­ли вод­ных объ­ек­тов);
- вы­бро­сы в ат­мо­сфе­ру;
- от­хо­ды про­из­вод­ст­ва и по­треб­ле­ния (раз­ме­ще­ние, за­хо­ро­не­ние);
- иные ви­ды воздействия.

Юри­ди­че­ские ли­ца в про­цес­се сво­ей дея­тель­но­сти (при ока­за­нии раз­лич­ных ус­луг) ока­зы­ва­ют сле­дую­щее не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие: вы­бро­сы в ат­мо­сфер­ный воз­дух за­гряз­няю­щих ве­ществ ста­цио­нар­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми (пе­чи ото­пле­ния, ми­ни ко­тель­ные, бен­зо­пи­лы, и.т.д.), раз­ме­ще­ни­е от­хо­дов (вы­воз му­со­ра на по­ли­гон, ути­ли­за­ция ртут­ных ламп, и т.д.), сбро­сы в вод­ные объ­ек­ты. Что ка­са­ет­ся иных ви­дов не­га­тив­но­го воз­дей­ст­вия на ок­ру­жаю­щую сре­ду, они бо­лее ха­рак­тер­ны для про­мыш­лен­ных пред­при­ятий, на­при­мер фи­зи­че­ские воз­дей­ст­вия (шум, из­лу­че­ния).

А как быть с транс­порт­ны­ми сред­ст­ва­ми, это пе­ре­движ­ные ис­точ­ни­ки вы­бро­сов?

Со­глас­но но­вой ре­дак­ции ст. 16 За­ко­на об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды пла­та за НВОС взи­ма­ет­ся за вы­бро­сы за­гряз­няю­щих ве­ществ в ат­мо­сфер­ный воз­дух ста­цио­нар­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми. От­ме­тим что, эта спор­ная нор­ма, вне­сен­ная Фе­де­раль­ным за­ко­ном № 219-ФЗ, всту­пит в си­лу лишь с 2016 г. Таким образом, с 1 января 2016 года плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками не осуществляется.

Мы сда­ем ртут­ные лам­пы на обез­вре­жи­ва­ние в спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную ор­га­ни­за­цию, от­хо­ды вы­во­зит управ­ляю­щая ком­па­ния, все пло­ща­ди в арен­де. Как быть, кто дол­жен вно­сить пла­ту за НВОС?

Не сто­ит ра­до­вать­ся. Ведь в ре­зуль­та­те дея­тель­но­сти хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов об­ра­зу­ют­ся опас­ные от­хо­ды I - IV клас­са опас­но­сти, а имен­но: ртут­ные лам­пы, лю­ми­нес­цент­ные ртуть­со­дер­жа­щие труб­ки от­ра­бо­тан­ные и брак, му­сор от бы­то­вых по­ме­ще­ний (не­сор­ти­ро­ван­ный), му­сор от убор­ки тер­ри­то­рии и по­ме­ще­ний, смет с тер­ри­то­рии, из­но­шен­ные час­ти от ав­то­транс­пор­та. В дан­ном слу­чае не­об­хо­ди­мо раз­ли­чать по­ня­тия, по­ста­ра­ем­ся ниже объ­яс­нить.

Факт об­ра­зо­ва­ния и раз­ме­ще­ния ука­зан­ных от­хо­дов юри­ди­че­ское ли­цо обя­за­но от­ра­зить в рас­че­те пла­ты за НВОС. А от­хо­ды то чьи?
По­яс­ним на при­ме­ре, арен­до­да­тель по­лу­ча­ет сред­ст­ва от сда­чи иму­ще­ст­ва в арен­ду, а у арен­да­то­ра от­хо­ды об­ра­зовались в ре­зуль­та­те его хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти. Та­ким об­ра­зом, пра­во соб­ст­вен­но­сти на от­хо­ды об­ра­зо­ван­ные в ре­зуль­та­те дея­тель­но­сти при­над­ле­жат соб­ст­вен­ни­ку от­хо­дов, а не арен­до­да­те­лю. За­ме­тим, ес­ли в до­го­во­рах арен­ды сто­ро­на­ми не со­гла­со­ва­ны иные ус­ло­вия (пе­ре­ход пра­ва соб­ст­вен­но­сти на от­хо­ды).До­пол­ним за­ко­но­да­тель­ным оп­ре­де­ле­ни­ем,( ст.1 Фе­де­раль­ный за­кон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) от­хо­ды про­из­вод­ст­ва и по­треб­ле­ния - ве­ще­ст­ва или пред­ме­ты, ко­то­рые об­ра­зо­ва­ны в про­цес­се про­из­вод­ст­ва, вы­пол­не­ния ра­бот, ока­за­ния ус­луг или в про­цес­се по­треб­ле­ния, ко­то­рые уда­ля­ют­ся, пред­на­зна­че­ны для уда­ле­ния или под­ле­жат уда­ле­нию в со­от­вет­ст­вии с на­стоя­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном.


Ок, по­нят­но, как рас­счи­тать пла­ту за НВОС?

Об­ра­тим­ся к По­ряд­ку оп­ре­де­ле­ния пла­ты и ее пре­дель­ных раз­ме­ров за за­гряз­не­ние ок­ру­жаю­щей при­род­ной сре­ды, ут­вер­жден­но­му По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 28.08.1992 № 632. В нем вы­де­ле­но два ви­да ба­зо­вых нор­ма­ти­вов пла­ты.

Пла­ту за до­пус­ти­мые вы­бро­сы ор­га­ни­за­ция мо­жет ус­та­но­вить са­мо­стоя­тель­но, а пла­ту за их пре­вы­ше­ние рас­счи­та­ет Рос­при­род­над­зор. Но на прак­ти­ке бух­гал­те­ры пред­по­чи­та­ют поль­зо­вать­ся ус­лу­га­ми сторонних организаций по за­пол­не­нию и со­гла­со­ва­нию от­чет­ной фор­мы. На­по­ми­на­ем, она сда­ет­ся не позд­нее 20-го чис­ла ме­ся­ца, сле­дую­ще­го за ис­тек­шим от­чет­ным квар­та­лом. В та­кие же сро­ки при­ро­до­поль­зо­ва­те­лю нуж­но пе­ре­чис­лить пла­те­жи за не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на ок­ру­жаю­щую сре­ду.

Для справки: С 1 января 2016 года плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками не осуществляется
Вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, касающиеся установления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также лиц, обязанных вносить такую плату.
Предусматривается, что плату за негативное воздействие на окружающую среду осуществляют хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В части внесения платы за размещение отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, теперь являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образовались отходы.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. При этом плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Несвоевременное или неполное внесение платы лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней.
Кроме того, в целях стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы теперь применяются следующие коэффициенты:
- коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
- коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
- коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
- коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
- коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Как мо­гут ме­ры ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за нев­не­се­ние пла­ты?

За нев­не­се­ние в оп­ре­де­лен­ные сро­ки пла­ты за не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на ок­ру­жаю­щую сре­ду ус­та­нов­ле­на ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная от­вет­ст­вен­ность по ст. 8.41 Ко­АП РФ.

Санк­ция пре­ду­смат­ри­ва­ет на­ло­же­ние на долж­но­ст­ных лиц ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го штра­фа в раз­ме­ре от 3000 до 6000 руб., на юри­ди­че­ских лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

И еще. Со­кры­тие, умыш­лен­ное ис­ка­же­ние или не­свое­вре­мен­ное со­об­ще­ние пол­ной и дос­то­вер­ной ин­фор­ма­ции о со­стоя­нии ок­ру­жаю­щей сре­ды и при­род­ных ре­сур­сов, об ис­точ­ни­ках за­гряз­не­ния ок­ру­жаю­щей сре­ды и при­род­ных ре­сур­сов или ино­го вред­но­го воз­дей­ст­вия на ок­ру­жаю­щую сре­ду и при­род­ные ре­сур­сы, ли­ца­ми, обя­зан­ны­ми со­об­щать та­кую ин­фор­ма­цию, вле­кут на­ло­же­ние штра­фа по ст. 8.5 Ко­АП РФ. Долж­но­ст­ные ли­ца мо­гут ли­шить­ся 3000 - 6000 руб., юри­ди­че­ские ли­ца - 20 000 - 80 000 руб.

Глав­ный во­прос, ко­то­рый нуж­но ре­шить ка­ж­до­му ру­ко­во­ди­те­лю - за ка­кие ис­точ­ни­ки не­га­тив­но­го воз­дей­ст­вия не­об­хо­ди­мо пла­тить. Толь­ко по­сле от­ве­та на не­го сле­ду­ет пред­при­ни­мать даль­ней­шие дей­ст­вия по от­не­се­нию об­ра­зую­щих­ся от­хо­дов к клас­сам опас­но­сти и раз­ра­бот­ке про­ек­та пре­дель­но до­пус­ти­мых вы­бро­сов.

Наш Филиал оказывает услуги или берет на себя практически любые возникающие у Вас проблемы в сфере экологии и природопользования.

  • Администрация сайта
  • 27 Ноября 2015